203 материаловедение


Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАОУ СПО СО «Режевской многопрофильный техникум»
















Методические рекомендации
по подготовке внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.04

«Основы материаловедения»





                                                                                               Разработала: Медведева С.В.                                                                                                                                                                                   преподаватель






Реж
2013

         

Содержание

Введение.                                                                                                                            3
1.           Чтение марок сталей и чугунов.                                                                               3
1.1.   Примеры условных обозначений марок сталей и чугунов.                                         5
1.1.1.  Пример условного обозначения (расшифровка) марок сталей.                    5
           1.1.2.  Пример условного обозначения  (расшифровка) марки чугуна.                  5
2.           Подготовка  сообщения  по теме «Железоуглеродистые сплавы».                      5
3.           Решение технологических задач.                                                                             7
4.           Подготовка доклада с презентацией.                                                                       8
Список литературы                                                                                                   13


































Введение
           Методические рекомендации предназначены для студентов  ГАОУ СПО СО «Режевской многопрофильный техникум»  обучающихся  по программе среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих  150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) с целью оказания методической помощи при подготовке внеаудиторной самостоятельной работы при изучении учебной дисциплины ОП. 04: «Основы материаловедения». Методические рекомендации определяют содержание самостоятельной работы студентов, ее цели и назначение, рекомендации по подготовке, формы организации и виды контроля.
          Перед выполнением  студентами  внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о  возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.  Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель проводит консультации. В случае подбора материала по теме, неуказанной в методических рекомендациях, Вы можете изменить тему работы после согласования с преподавателем.


1.Чтение марок сталей и чугунов.
 Цель практической работы: умение чтения маркировки сталей и чугунов различных классов.
Содержание практической работы: студенты берут номер варианта у преподавателя и расшифровывают условное обозначение марок сталей и чугунов, пользуясь примерами.
Срок выполнения практической работы:  период обучения по учебной дисциплине.
Критерии оценивания:
«5» -  практическое задание выполнено в правильной последовательности, без ошибок, соответствует  ГОСТ, обосновано и в полном объеме.
«4» - практическое задание выполнено в правильной последовательности, без ошибок, обосновано,  соответствует  ГОСТ, в не полном объеме.
«3» - практическое задание выполнено с  однотипными ошибками,  обосновано и в полном объеме, отвечает на уточняющие вопросы преподавателя.
«2» - практическое задание выполнено с ошибками  разных типов, в не полном объеме,  не отвечает на  уточняющие вопросы преподавателя.


Задания для чтения марок наплавочных материалов.
Таблица1
Вариант №1

1.Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
 20кп; 15ХГСНД;  сталь 70; Ст5; 45Х; 12ХН2; 09Х14Н16Б; 13Х; 17ГС; 45Х17Г13Н3Ю.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
КЧ30-6 ;  СЧ15;  ВЧ40.
Вариант №2

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
12кп; 12ХН2; 50Г; 45ХН2МФ4А;  сталь 40; У10; Ст1; 15Х6С10; 35ХС; 10Х11Н20Т3Р.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ30 ;   КЧ70-2;  ВЧ100.             
Вариант №3

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
Ст4; 10ХСНД; 35Г; ст6; сталь 80;  8Х3; 10Х11Н20Т3Р; 14ХГС; 25Г2С; 12Х8ВФ.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
 СЧ35;  КЧ80-1.5;  ВЧ35.
Вариант №4

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
Ст3; 15ХМ; сталь 30; У9; 14Х2МР; 40Г; сталь 65; 11Х;
1Х18Н9Т; 25Х23Н7С.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ15;   КЧ60-3;   ВЧ60.
Вариант №5

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
Ст2; 20Г; сталь 20; У10; 30ХГСА; СТ6; 12ХН2; 35ХС; 20Х2Н4А; 14ГС.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ20;   КЧ65-3;    ВЧ70.
Вариант №6

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
Ст1; 16кп; 15Г; 12ХН2; сталь 50; У7; 45ХН3МФА;                        20Х2Н4А; 19Г; 25Г2С.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ25;   КЧ70-2;    ВЧ80.
Вариант №7

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
10Х11Н20Т3Р; 14ХГС; 25Г2С; 12Х8ВФ Ст1; 16кп; 15Г; 12ХН2; сталь 20; У7; 8Х3.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ30;   КЧ45-7;   ВЧ40.
Вариант №8

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
Ст2;  20Г;  сталь 20; У10; 30ХГСА; 15Х6С10; 35ХС; 10Х11Н20Т3Р; 17ГС; сталь 45.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ35;   КЧ50-5;    ВЧ45.
Вариант №9

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
40ГС; сталь 65; 11Х;
1Х18Н9Т; 25Х23Н7С; 12кп; 12ХН2;  45ХН2МФ4А;  сталь 40; У8А.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ10;    КЧ55-4;    ВЧ50.
Вариант №10

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
Ст4; 10ХСНД; 35Г; ст6; сталь 80;  8Х3; 09Х14Н16Б; 13Х; 17ГС; 45Х17Г13Н3Ю.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ15;  КЧ33-8;   ВЧ100.
Вариант №11

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
20кп; 15ХГСНД;  сталь 70; Ст5; 45Х; 12ХН2; У9; 14Х2МР; 40Г;
1Х18Н9Т.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ20;  КЧ30-6;   ВЧ45.

Вариант №12

1. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки сталей:
12кп; 12ХН2; 50Г; 45ХН2МФ4А;  сталь 40;  11Х; СТ6; 12ХН2;
1Х18Н9Т; 25Х23Н7С.
2. Прочитайте и запишите (расшифруйте) марки чугунов:
СЧ25;   КЧ37-12;   ВЧ35.
1.1.Примеры условных обозначений марок сталей и чугунов.
1.1.1.Пример условного обозначения (расшифровка) марок сталей .
Ст3 - сталь углеродистая обыкновенного качества.
Ст3сп2 - сталь углеродистая обыкновенного качества, спокойная, категория поставки 2.
        Сталь 10 углеродистая, качественная конструкционная сталь со средним содержанием углерода 0,1%.
       У 12 – углеродистая, высококачественная инструментальная сталь со средним содержанием углерода 1,2%.
       30 Х Г С А – легированная, конструкционная, высококачественная сталь со средним содержанием углерода 0,3%, содержанием хрома, марганца и кремния менее 1,5% каждого в отдельности.
       06Х18Н9Т — легированная, конструкционная, качественная сталь со средним содержанием углерода  0,06%;  хрома — 18%; никеля — 9%; титана — до 1%.

1.1.2.     Пример условного обозначения  (расшифровка) марки чугуна.
        СЧ-15-32 — серый чугун с пределом прочности при растяжении 150 МПа (15 кгс/мм2) и пределом прочности при изгибе 320 МПа (32 кгс/мм2).
        КЧ-35-10 — ковкий чугун с пределом прочности при растяжении 350 МПа (35 кгс/мм2) и относительным удлинением 10%.
2.     Подготовка  сообщения  по теме «Железоуглеродистые сплавы»
Цель практической работы: знать назначение, химический состав и область применения железоуглеродистых сплавов.
Содержание практической работы: студенты берут у преподавателя тему сообщения и самостоятельно находят материал, пользуясь справочной литературой.
Срок выполнения практической работы:  период обучения по  учебной дисциплине.
Критерии оценивания:
сообщение должно быть оформлено в соответствии с рекомендациями по оформлению творческих работ ГАОУ СПО СО «Режевской многопрофильный техникум».
«5» -  практическое задание выполнено в правильной последовательности, без ошибок, обосновано и в полном объеме.
«4» - практическое задание выполнено в правильной последовательности, без ошибок, обосновано,  в не полном объеме.
«3» - практическое задание выполнено с  однотипными ошибками,  обосновано и в полном объеме, отвечает на уточняющие вопросы преподавателя.
«2» - практическое задание выполнено с ошибками  разных типов, в не полном объеме,  не отвечает на  уточняющие вопросы преподавателя.

Перечень тем для подготовки сообщений.
1. Виды термической обработки стали и чугуна.
2. Коррозия металлов и сплавов, её виды на автомобильных деталях.
3. Способы защиты металлических изделий от коррозии.
4. Термическая обработка слесарных инструментов.
5. Сущность литейного производства.
6. Определение твердости.
7. Механические испытания металлов и сплавов.
8. Применение низкоуглеродистых сталей.
9. Применение низколегированных сталей.
10. Применение среднеуглеродистых сталей.
11. Применение среднелегированных сталей.
12. Специальные стали и их применение.
13. Применение высокоуглеродистых сталей.
14. Применение высоколегированных сталей.
15. Инструментальные стали.
16. Строительные стали.
17. Производство чугуна.
18. Состав, основные свойства чугунов.
19. Преимущества чугуна перед другими конструкционными материалами
20.  Виды чугунов, их свойства, области применения.
21.Производство стали.
22. Серый чугун и его применение.
23. Ковкий чугун и его применение.
24. Высокопрочный чугун и его применение.
25. Легированный чугун и его применение.

Примерный план сообщения:
1.     Название и характеристика сплава.
2.     Химический состав.
3.     Свойства сплава.
4.     Область применения сплава.
5.     Особенности сплава.

3.     Решение технологических задач.
Цель практической работы: знать принципы подбора марок электродов и проволоки к марке стали.
Содержание практической работы: студенты берут у преподавателя марки сталей и текст задач и  самостоятельно находят материал для решения задачи, оформляют ответ в виде таблицы, пользуясь учебной и справочной литературой.
Срок выполнения практической работы:  период обучения по учебной дисциплине.
Критерии оценивания:
Решение задачи оформляется в виде таблицы, оформленной  в  соответствии с               рекомендациями по оформлению творческих работ ГАОУ СПО СО «Режевской многопрофильный техникум».
«5» -  практическое задание выполнено в правильной последовательности, без ошибок, с заполнением всех граф таблицы,  обосновано и в полном объеме.
«4» - практическое задание выполнено в правильной последовательности, без ошибок, с заполнением всех граф таблицы обосновано,  в не полном объеме.
«3» - практическое задание выполнено с  однотипными ошибками,  обосновано и в полном объеме, отвечает на уточняющие вопросы преподавателя.
«2» - практическое задание выполнено с ошибками  разных типов, в не полном объеме,  не отвечает на  уточняющие вопросы преподавателя.

Технологическая задача.
Определите группу свариваемости стали, ее примерный химический состав, подберите к данной стали марку электрода и марку сварочной проволоки.

1.     Ст1
2.     Ст2
3.     Ст3
4.     Ст3 кп 2
5.     Ст4 кп 2
6.     Ст5 кп 2
7.     Ст5
8.     сталь 30
9.     сталь 35
10.            сталь 40
11.            сталь 45
12.            сталь 50
13.            15Г
14.            20Г
15.            15ХМ
16.            10ХСНД
17.            10ХГСНД
18.            15ХГСНД
19.            12ХН2
20.            14Х2МР
21.            20ХН
22.            20ХГСА
23.            25ХГСА
24.            30ХГСА
25.            15ХСНД
Пример решения технологической задачи.
Определите группу свариваемости стали, ее примерный химический состав, подберите к стали марку  электрода и марку сварочной проволоки.
Марка: сталь 10

Пример оформления решения технологической задачи.
Марка стали, расшифровка марки
 Класс стали
Свариваемость стали
Тип и марка электрода
Марка сварочной проволоки
Сталь 10 углеродистая, качественная конструкционная сталь со средним содержанием углерода 0,1%.
Углеродистая
Свариваемость хорошая, без ограничений, 1 группа по свариваемости.
Э46 – АНО - 4
Св 08

2.     Подготовка доклада с презентацией.
Цель практической работы: знать химический состав, свойства, применение и особенности материалов.
Содержание практической работы: студенты берут у преподавателя тему                                               и  самостоятельно находят материал для подготовки доклада и мультимедийной презентации, пользуясь ресурсами интернета, учебной и справочной литературой.
Срок выполнения практической работы:  период обучения по учебной дисциплине.
Критерии оценивания:
Доклад должен быть оформлен в соответствии с рекомендациями по оформлению творческих работ ГАОУ СПО СО «Режевской многопрофильный техникум».
«5» -  доклад имеет план, цели, задачи, вывод и список литературы;  презентация содержит  от 15 до 20 слайдов, цели, задачи, вывод, логически выстроена.
«4» - доклад имеет план, цели, задачи, вывод и список литературы;  презентация содержит  до 15, цели, задачи, вывод, логически выстроена.
«3» - доклад  не имеет плана, цели, задач, вывода и списка литературы;  презентация содержит  от 8 до 14 слайдов, цели, задачи, вывод, логически выстроена.
«2» - доклад  не имеет плана, цели, задач, вывода и списка литературы;  презентация содержит  от 8 до 14 слайдов, цели, задачи, вывод, смысловые ошибки.

Перечень тем для подготовки доклада и презентации.

1.     Сталь и ее применение.
2.     Чугун и его применение.
3.     Медь и ее сплавы.
4.     Алюминий и его сплавы.
5.     Титан, магний и их применение в промышленности.
6.     Использование в промышленности специальных сталей.
7.     Полимеры. Строение и особенности.
8.     Притирочные материалы, свойства и назначение.
9.     Применение пластмасс в промышленности.
10.                        Применение  и свойства резины.
11.                        Электроды для сварки.
12.                        Электроды для наплавки.
13.                        Трубы, их классификация и применение.
14.                        Трубы и соединительные фасонные части.
15.                       Профильный прокат, его виды и применение.

Рекомендации по подготовке доклада.
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
 Общая структура доклада:
 -  Формулировка темы исследования.
 -  Актуальность исследования.
 -  Цель работы.
 -  Задачи работы.
  - Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
 -  Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 3-x.
Этапы работы над докладом:
Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование (найти информацию), умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.  Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
- предложения могут быть длинными и сложными;
- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
- употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”;
- авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;
- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.
Титульный лист.
Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
Список литературы.
Объем доклада до 12-15 листов.
Рекомендации по подготовке мультимедийной презентации.

Этапы подготовки презентации:
 Составление плана презентации, выделение основных идей, структурирование материала. Структура мультимедийной презентации примерно такая же, как и структура доклада:
 -  Формулировка темы исследования.
 -  Актуальность исследования.
 -  Цель работы.
 -  Задачи работы.
  - Результаты исследования.

 Подготовка презентации.  Начинается с формулировки цели и именно на бумаге с карандашом в руке. Какие мысли  у вас в голове, в чем смысл вашей презентации, с какой целью Вы ее делаете? На этом этапе вы подбираете теоретический материал, русинки, схемы, графики, фотографии. После подготовки презентации у вас НА БУМАГЕ (!!!) должны быть наброски вашего представления, должны быть подготовлены картинки на компьютере, которые вы планируете разместить на своих слайдах, продумана структура и сформулирован вывод.
Создание презентации (технические вопросы). Продумайте дизайн слайдов. Основные факторы, которые необходимо учитывать при любом дизайне:
читабельность: выбор цвета и шрифта;
чистота: сокращение лишних элементов;
повторение: единый стиль презентации.

Рекомендации по подготовке выступления по защите  доклада.

       Продолжительность выступления не должна превышать превышает  5-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное и интересное. Ваше выступление
должно кратко отражать основное содержание всех глав и разделов доклада. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе. Настройтесь психологически:
- не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены (им тоже предстоит выступать);
- выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно;
- сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию и преподавателей;
- делайте паузы так часто, как считаете нужным;
 - не торопитесь и не растягивайте слова, скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
      Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.

































Список литературы

Основные источники:

1.Адаскин А.М., Зуев В.М., Материаловедение (металлообработка): Учебник     для нач.проф.образования. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат. 2003. - 240 с.
2. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. и др.; под ред. Заплатина .    В.Н.Основы материаловедения (металлообработка): учеб. пособие для нач.  проф. образования /– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

Дополнительные источники:
     1.Гелин Ф.Д. /  Машиностроительные материалы– Минск: Высш.шк. 1995. – 142 с.
2. Зуев В.М. Термическая обработка металлов / – М.: Высш. шк. 2001. – 288 с.
3. Сорокин В.Г. Марочник сталей и сплавов /  - М.: Машиностроение, 1989. –  639 с.
3. Материаловедение /комплект электронных плакатов/ НПИ «Учебная техника    и технологии» ЮУрГУ.
4.http://www.schmolz-bickenbach.ru/index.php?id=6394






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СБОРКА и ПРИХВАТКА

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ